ψ               

   А с т р а           

                  Журнал для тех, кто интересуется психологией и астрологией

 AstraPhy@yandex.ru

Вольтер: "Я не согласен с Вашим мнением, но умру за то, чтобы Вы могли его отстаивать"                                              Егорова: "Профессиональные психологи не учат и не лечат, а лишь помогают понять и принять самого себя..."
 

Главная

Вопросы и ответы

Психологи

Статьи

Записаться на консультацию

Задать вопрос или оставить свои пожелания

Главная     Вопросы и ответы     Психологи     Статьи

Реальное "Я" - это что-то, что может быть спокойно открыто человеком в собственном опыте, а не что-то, что ему навязывается.

(К. Роджерс, "Взгляд на психотерапию. Становление человека")

 

   Мы должны прорваться сквозь покровы оглядки на авторитет - своими ушами, глазами и нервами, чтобы наши руки постигли этот мир, а сердца - почувствовали. Тогда мы будем способны и к суждению.

(Ч. Брукс, "Как вернуть себе полноту переживания")

 

  Цель терапии состоит в том, чтобы человек открыл самого себя, а это повлечет за собой восстановление его души и высвобождение его духа.

(А. Лоуэн, "Радость")

     

 Управление эмоциями

1. Причины возникновения человеческих эмоций.

 Одной из причин возникновения человеческих эмоций в ходе эволюции была необходимость обеспечить социальную связь между матерью и ребенком. Экологическая ниша человеческого ребенка такова, что носителем всех когнитивных, социальных и физиологических навыков, необходимых для выживания младенца, является заботящийся о нем взрослый. Младенец просто не выжил бы, если бы его мать не испытывала мощной потребности держать его на руках. Ребенок во всем зависит от матери: она удовлетворяет его потребности в пище, тепле, уходе, защищает его от опасности. Не так давно мы поняли, что, кроме всего этого, ребенку для физического здоровья и психологического благополучия необходима также и родительская любовь. Даже взрослому человек бывает трудно справиться с жизненными неурядицами, если он обделен любовью. Именно такого рода обделенность лежит в основе многих психологических нарушений, и особенно депрессии.

Другой причиной возникновения эмоций была насущная необходимость в средствах коммуникации между матерью и ребенком, так же как и между взрослыми людьми. Многочисленные исследования, посвященные вопросам эмоционального развития ребенка, показывают, что задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов Например, голод и боль могут проявляться через внешнее выражение физического страдания. О вовлеченности в ситуацию, интересе к человеку или предмету сигнализирует выражение радости и интереса налицо ребенка, тогда как фрустрация выражается гневом.

На биологическом уровне эмоция возникает как ощущение, вызываемое процессами, протекающими в нервной и мышечной системах. Если искать причины эмоции на когнитивном уровне, тогда в качестве активаторов эмоции следует рассматривать такие перцептивно-когнитивные процессы, как оценка и атрибуция. Нельзя забывать, что эмоция активируется одновременно и нейрохимическими, и нервно-мышечными, и аффективными, и когнитивными процессами. 

2. Определение эмоции.

 Эмоция - это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие.

Каждый аспект данного определения чрезвычайно важен для понимания природы эмоции. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло. Если вы охвачены гневом, вы не броситесь наутек, а если вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на агрессию. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые розовые очки: умиляться самым обыденным вещам, вроде запаха полевого цветка и парения птицы на закате, и идти по жизни легкой, пружинистой походкой. (Э. Изард. Психология эмоций).

Существует множество разных определений эмоций в разных психологических теориях, причем довольно противоречивых. Например, определение Джеймса (James W.' What is an emotion?):

«Телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта и что наше переживание этих изменений, по мере того как они происходят, и является эмоцией. Обычно принято говорить: нам не повезло — мы огорчены и плачем, нам повстречался медведь — мы испугались и обращаемся в бегство, нас оскорбил соперник — мы разгневаны и наносим удар. Защищаемая здесь гипотеза утверждает, что этот порядок событий является неправильным, что одно психическое состояние не сразу вызывается другим, что между ними необходимо вставить телесные проявления и что правильнее говорить: мы огорчены, потому что плачем; разгневаны, потому что наносим удар, испуганы, потому что дрожим, а не наоборот, — мы плачем, наносим удар и дрожим, потому что огорчены, разгневаны или испуганы». Согласно теории Джемса—Ланге, телесные явления рассматриваются как результат (а не как причина) эмоции. Э. Клапаред (Чувства и эмоции) поддерживая эту теорию, находит в ней затруднения в том, что если эмоция — это только сознание периферических изменений организма, то почему она воспринимается как «эмоция», а не как «органические ощущения»? Почему, испугавшись, я сознаю в себе «присутствие страха», а не просто некоторые органические впечатления, дрожание, биение сердца и т. д.?

Э. Клапаред приводит схему, изображающую теории эмоций:

Классическая теория

Восприятие — эмоция — органические реакции

Теория Джемса — Ланге

Восприятие — органические реакции — эмоция

Модифицированная периферическая теория

Восприятие — установка (на бегство), чувство (опасности) — органические реакции - эмоция (страх)

 

 

 3. Значение эмоций в жизни человека.

 Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Не менее важна и наша способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии, равно как и способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.

Сейчас, когда наука доказала, насколько значимы эмоции для коммуникации и обустройства социальной жизни человека, в частности в процессе формирования привязанности между матерью и ребенком, нам следует понять, что человеческое поведение обусловлено не только действием элементарных потребностей. Для того чтобы понять и включить в научный обиход такие понятия, как ценность, цель, мужество, преданность, способность к сопереживанию, альтруизм, жалость, гордость, сострадание и любовь, мы должны согласиться с существованием исключительно человеческих эмоций. 

4. Функции эмоций.

 Каждая из фундаментальных эмоций имеет свои уникальные мотивационные и адаптивные функции. Каждая из эмоций работает на нас и для нас, и то, что она делает, обычно идет нам на пользу. Исключением из этого правила являются случаи, когда эмоция становится более интенсивной, чем того требует ситуация, - тогда она оказывает дезорганизующее, разрушительное воздействие. Но в целом эмоция все же несет в себе конструктивное начало.

Функции конкретной эмоции можно анализировать на трех уровнях.

·       Во-первых, эмоция выполняет специфически биологическую функцию, например, направляет поток крови и энергетические ресурсы от гладких мышц внутренних органов к мышцам, ответственным за движения, как это бывает при переживании человеком эмоции гнева.

·        Во-вторых, эмоция оказывает мотивирующее воздействие на индивида, организуя, направляя и побуждая его восприятие, мышление и поведение.

·       В-третьих, каждая из эмоций выполняет социальную функцию. Сигнальный аспект жизненно важной системы взаимодействия человека с другими людьми складывается из его эмоциональных проявлений. 

5. Базовые эмоции.

 Изард Э.(«Психология эмоций») вводит понятие базовой эмоции.

Нет такой классификации эмоций, которую приняли бы все исследователи поведения. Одни ученые признают существование базовых эмоций, другие оспаривают, предпочитая видеть в эмоциях лишь функцию перцептивно-когнитивных процессов (Mandler, 1975). Вот несколько критериев, на основе которых можно определить, является ли та или иная эмоция базовой:

1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.

2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).

3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.

4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.

5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Этим критериям отвечают эмоции интереса, радости, удивления, печали, гнева, отвращения, презрения и страха. Если интерпретировать как мимические проявления движения глаз и головы, то к этому списку можно добавить и эмоцию стыда. А если в качестве экспрессивного компонента рассматривать также и пантомимические проявления, то к фундаментальным эмоциям можно отнести и такую эмоцию, как смущение (застенчивость). Что касается эмоции вины, то ее обычно относят к базовым эмоциям, хотя она и не имеет отчетливого мимического или пантомимического выражения.

Мимически базовая эмоция проявляет себя в течение ограниченного интервала времени. У взрослых этот интервал в среднем составляет от 1 до 4 секунд

Рассмотрим несколько базовых эмоций.

ИНТЕРЕС

Интерес - позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес - единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека. Кроме того, он насущно необходим для творчества.

Согласно теории дифференциальных эмоций, интерес является доминирующим мотивационным состоянием в повседневной деятельности нормального человека. Эмоция интереса выражает себя несколько иначе, чем остальные эмоции. Уже с первых дней жизни человека его интерес может проявляться одним-единственным мимическим движением в одной из областей лица - приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ. Каждое из этих движений, как само по себе, так и в комбинациях, может свидетельствовать об эмоции интереса.

Эмоция интереса повышает способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации. Интерес стимулирует человека к исследовательской и познавательной активности

На физиологическом уровне одновременно с началом мимического выражения при эмоции интереса происходит уменьшение частоты сердечных сокращений, а при эмоции гнева - напротив, ее увеличение. Эмоция интереса активизирует левое полушарие, которое связано с вербальным и логическим мышлением.

Умеренный уровень интереса необходим для энергетического обеспечения поведения, продолжительной деятельности.

Эмоция интереса повышает способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации. Интерес стимулирует человека к исследовательской и познавательной активности.

Эмоция интереса играет важнейшую роль в мотивации успеха. Стремление к достижению можно измерить степенью выраженности эмоции интереса. Интерес необходим также для развития навыков, именно он мотивирует деятельность человека, направленную на совершенствование врожденных способностей.

РАДОСТЬ

Радость выражается улыбкой и смехом, эти проявления легко расшифровываются и почти всегда свидетельствуют об эмоции радости. Улыбка обычно вызывает также сокращение круговых мышц глаза. У взрослого человека сокращение этих мышц вызывает легкие морщинки, которые лучиками расходятся от внешних уголков глаз. Одновременное сокращение скуловых и круговых мышц глаза приподнимает щеки и создает легкий прищур

Радость обостряет восприимчивость к миру, позволяет нам восхищаться и наслаждаться им. Радостный человек видит мир в его красоте и гармонии, воспринимает людей в их лучших проявлениях. Он склонен скорее получать удовольствие от объекта, наслаждаться им, нежели анализировать и критически осмыслять его. Он воспринимает объект таким, каков он есть, не стремясь улучшить или изменить его.

Радость - это не просто позитивное отношение к миру и к себе, это своеобразная связь между человеком и миром. Это обостренное чувство сопричастности, собственной принадлежности к миру. Радость часто сопровождается ощущением энергии и силы. Исследования с применением шкал дифференциальных эмоций выявили устойчивую положительную корреляцию между показателями по шкале радости и показателями по шкале энергии. Ощущение энергии, сопровождающее радостное переживание, вызывает у человека чувство компетентности, уверенности в собственных силах. В состоянии радостного экстаза человек ощущает необыкновенную легкость, энергичность, ему хочется летать, и он порой действительно ощущает себя воспарившим, и тогда все приобретает для него иную перспективу, иное значение, иной смысл.

Радость, так же как интерес и все остальные эмоции, почти никогда не возникает обособленно, в чистом виде. Переживание радости в чистом виде возможно лишь в очень редких случаях. Наверное, наиболее полноценно радость переживается в контексте других эмоций. И в самом деле, разве человек ценил бы так высоко мгновения радости, если бы им не предшествовали долгие часы упорного труда или если бы он никогда не испытывал печали, не знал, что такое отчаянье?

Каждый из нас может выяснить для себя, что именно доставляет ему радость. Чтобы испытать радость, человек должен сначала преодолеть те препятствия, которые делают невозможным радостное переживание, должен поставить перед собой некую цель и устремиться к ней. Достижение этой цели или даже сам процесс ее достижения может принести человеку радость.

ПЕЧАЛЬ

. У опечаленного человека внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка сужены, а уголки рта опущены. Иногда можно наблюдать легкое подрагивание слегка выдвинутого подбородка. Мимически печаль выражает себя в течение нескольких секунд, но ее переживание может длиться очень долго. Но даже при отсутствии выраженных мимических проявлений, печаль обычно так или иначе выдает себя, хотя признаки ее могут быть почти неуловимыми. В печали лицо человека выглядит поблекшим, лишенным мышечного тонуса, глаза кажутся тусклыми. Опечаленный человек разговаривает мало и неохотно, темп его речи замедлен.

Эмоция печали переживается как грусть, уныние, хандра. Опечаленный человек может сказать, что у него «тяжело на сердце». Но это чувство тяжести повсеместно - мы ощущаем тяжесть в лице, в груди, в конечностях, это ощущение разливается по всему телу, словно вся тяжесть мира взвалена на наши плечи. В печали мы часто ощущаем вокруг себя мрак и пустоту, жизнь кажется нам лишенной красок и тепла, мы не находим человека, который разделил бы с нами это чувство пустоты и одиночества.

Эмоция печали выполняет ряд психологических функций. Переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи. Печаль, замедляя общий темп жизни человека, дает ему возможность «оглянуться назад». Замедление психических и соматических процессов, которым сопровождается эмоция печали, позволяет по-новому взглянуть на мир, увидеть его иначе. Эта новая перспектива может усугубить печаль, но она же может освежить взгляд на вещи, позволит понять то, о чем человек прежде не задумывался. Так, в печали вы вдруг осознаете, сколько драгоценных возможностей, предоставленных вам жизнью, вы упустили. Подчас, только потеряв близкого человека, мы начинаем понимать, что значат в нашей жизни родственные и семейные узы. Печаль может напомнить вам, как важно оказывать знаки внимания дорогим людям, позволит остро ощутить ценность жизни.

Печаль, как и любая другая эмоция, выполняет мотивационную функцию. Она может вызвать желание восстановить или упрочить связи с людьми. Печаль, вызванная разочарованием или неудачей, обычно побуждает к решению проблемы. Негативная мотивация в некоторой степени необходима человеку; благодаря ей мы откликаемся на собственные проблемы и на проблемы других людей.

Овладение навыками полного подавления печали может оказаться вредным для человека, ибо эмоция печали имеет важное мотивационное значение для обеспечения личностного роста.

Печаль извещает человека о том, что нечто неладно в нем самом и в мире, его окружающем. По сравнению с эмоцией страха печаль не оказывает столь тормозящего воздействия на когнитивные процессы. Обычно, переживая печаль, человек в состоянии осознать случившееся несчастье или проблему. Печаль побуждает человека к действию, направленному на устранение вызвавших ее причин.

Адекватно выражая свою печаль, мы получаем поддержку и помощь окружающих. Вы знаете по собственному опыту, что печальное выражение лица, особенно если это лицо друга или любимого, побуждает окружающих оказать человеку поддержку. Мимическое выражение печали автоматически пробуждает в нас эмпатию и сострадание.

ГНЕВ

Чувство физической или психологической несвободы, как правило, вызывает у человека эмоцию гнева.

Для того чтобы понять причины гнева конкретного человека, необходимо рассматривать их во взаимосвязи с его установками и целями. Любое препятствие на пути достижения намеченной цели может вызывать у человека гнев. Источником гнева также может стать мысль о допущенной ошибке, несправедливости или незаслуженной обиде.

Гнев может быть вызван неправильными или несправедливыми действиями и поступками окружающих. И здесь важно не столько действие само по себе, сколько его интерпретация человеком. В данном случае человек, прежде чем рассердиться, возлагает на кого-то вину.

Мимическое выражение гнева включает в себя весьма характерные сокращения лобных мышц и движения бровей. Брови опущены и сведены, кожа лба стянута, образуя на переносице или прямо над ней небольшое утолщение, либо оскалены зубы, либо сжаты губы.  При этом у взрослого человека между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины. Переживание гнева характеризуется высоким уровнем напряжения и импульсивности.

Гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него чувство уверенности и силы и потому повышает его способность к самозащите. Гнев - это часть человеческой натуры. Разумеется, человек должен уметь контролировать свой гнев, но в то же время он должен иметь возможность использовать его для своего блага и блага близких ему людей. Современный человек достаточно редко оказывается в ситуации физической угрозы, но довольно часто ему приходится защищать себя психологически, и в этих случаях умеренный, регулируемый гнев, мобилизуя энергию человека, помогает ему отстаивать свои права. Если кто-то угрожает вашей психологической целостности, с ним следует обращаться твердо и решительно, и основой этой решительности может быть умеренное чувство гнева. Ваше негодование принесет пользу не только вам, но и тому человеку, который, нарушая закон или установленные обществом правила поведения, подвергает опасности вашу жизнь и жизнь других людей.

В отличие от проявлений агрессии, переживание и выражение гнева может иметь позитивные последствия, особенно в тех случаях, когда человек сохраняет достаточный контроль над собой. По большей части, адекватное выражение гнева не только не приводит к разрыву отношений, но порой даже укрепляет их. Однако нужно помнить о том, что любое проявление гнева сопряжено с некоторой долей риска, так как потенциально оно может привести к негативным последствиям. Но привычка постоянно подавлять свой гнев может вызывать еще более серьезные последствия.

СТРАХ

Несмотря на то, что страх, особенно в его крайних проявлениях, переживается нами довольно редко, большинство людей боится этой эмоции. Переживание страха ощущается и воспринимается людьми как угроза личной безопасности. Страх побуждает людей предпринимать шаги, направленные на избежание угрозы, на устранение опасности. Страх может быть вызван как физической, так и психологической угрозой.

Существует ряд стимулов и ситуаций, на которые мы биологически предрасположены реагировать страхом. К таким естественным сигналам опасности относятся боль, одиночество и внезапное изменение стимуляции. Но по мере приобретения опыта человек научается бояться самых разных ситуаций, явлений и объектов. Большинство условных активаторов страха, так или иначе связаны с естественными сигналами опасности. Если родители постоянно реагируют на определенные стимулы страхом, то велика вероятность того, что эти стимулы будут вызывать страх и у их ребенка.

Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию. Однако страх несет в себе и адаптивную функцию, ибо заставляет человека искать способы защиты от возможного вреда. Предчувствие страха может стать импульсом для укрепления «Я», может побуждать индивида к самосовершенствованию с целью снижения собственной уязвимости.

Результаты ряда исследований убеждают в необходимости различения страха и тревоги. На уровне субъективного переживания, состояние тревоги правильнее всего определить как комбинацию нескольких дискретных эмоций. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх, но и другие эмоции, например печаль, стыд и вина, могут быть задействованы в тревожном переживании.

(Изард Э. Психология эмоций).

Мы рассмотрели некоторые базовые эмоции, в жизни человека чаще возникают комбинации эмоций, то есть более сложные образования, которые мы называем чувствами. 

6. Различие эмоций и чувств

 Макдауголл (Me Dougall) Уильям, англо-американский психолог в своей работе «Различие эмоций и чувств» утверждает, во-первых, что все те переживания, которые мы называем чувствами и эмоциями, связаны с проявлениями устремлений организма, вызываемыми либо воздействиями извне, либо метаболическими процессами внутри организма, либо, чаще всего, обоими путями; во-вторых, что в общих чертах мы можем надежно разграничить чувства, с одной стороны, и эмоции — с другой, на основе их функционального отношения к целенаправленной активности, которую они сопровождают и определяют, поскольку эти отношения в обоих случаях существенно различаются.

Существуют две первичные и фундаментальные формы чувства — удовольствие и страдание, или удовлетворение и неудовлетворение, которые окрашивают и определяют в некоторой, хотя бы незначительной, степени все устремления организма. Удовольствие является следствием и знаком успеха как полного, так и частичного, страдание — следствием и знаком неуспеха и фрустрации. Возможно, что примитивные удовольствие и страдание были альтернативами, практически (хотя, пожалуй, и не абсолютно) друг друга взаимоисключающими. Но с развитием познавательных функций организм начинает, во-первых, одновременно схватывать разные аспекты объектов и ситуаций, во-вторых, испытывать удовольствия и страдания, вызываемые предвосхищением или воспоминанием.

Леонтьев А. Н. о чувствах и эмоциях говорит в работе «Потребности, мотивы и эмоции». Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или обобщенном, отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т. п.). Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант». Другая особенность чувств состоит в том, что они образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны и с разными по своей форме обобщениями объекта чувств: образами или понятиями, образующими содержание нравственного сознания человека.

Эмоции и чувства служат для ориентации в мире и для реализации энергии, помогающей решить различные задачи. 

7. Понятие эмоциональной компетентности

 В последние годы внимание специалистов привлекает понятие эмоционального интеллекта или эмоциональной компетентности. ( Э. Митачкин. Электронный журнал для руководителей. Статья)

Первым об эмоциональном интеллекте заговорил американский исследователь Дэниел Гоулмен. Работая с лидерами компаний, он обнаружил, что EQ оказывает гораздо большее влияние на потенциал успеха личности (85%), чем умственный интеллект (15%). Говоря простым русским языком, успех зависит от умения управлять своими эмоциями в гораздо большей степени, нежели от умственных способностей.

Эмоциональная компетентность, или эмоциональный интеллект - это умение управлять своими чувствами и ладить с другими людьми. Его можно разделить на пять составляющих.

Первые три составляющие - это навыки владения собой, последние две - касаются способности человека управлять взаимоотношениями с другими людьми.

1. Осознанность

Первая составляющая - это самоосознанность или умение распознавать и глубоко понимать свои эмоции, настроения, побуждения, потребности, сильные и слабые стороны, тип личности, индивидуальный стиль общения, привычки, предпочтения и другие особенности.

Самоосознанность также выражается в честности и искренности с самим собой и с другими, что предполагает готовность открыто и точно говорить о своих подлинных чувствах, мыслях, желаниях и об их влиянии.

Здесь же способность реалистично и позитивно оценивать себя и принимать таким, какой есть. Знать свою "планку", уровень возможностей и способностей. Отсюда - реальные (а не завышенные или заниженные) обязательства, планы и требования, и соответственно, уверенность в себе.

2. Самообладание

Самообладание имеет отношение к способности размышлять и действовать вдумчиво (семь раз отмерь, один раз отрежь). А также к тому, чтобы держать под контролем свои разрушительные эмоции, умению сказать им твердое "нет" и перенаправить эти импульсивные побуждения в другое русло.

Сюда же относится способность отвечать за себя и свои поступки, демонстрировать надежность и цельность натуры.

Самообладание также важно в контексте перемен. В этом случае оно проявляется в способности чувствовать себя комфортно, трезво мыслить и сохранять инициативу в ситуации неопределенности. Кроме того, оставаться открытым к новым возможностям и использовать их, быстро приспосабливаясь к меняющимся условиям.

3. Мотивация

Ключ высокомотивированных людей в их отношении. Два человека с одинаковым уровнем способностей и равными возможностями, но разным отношением к делу, будут иметь разные результаты. Спортсмены называют это "волей к победе", а военные "боевым духом".

Мотивация в данном случае понимается как страстное желание достичь поставленной цели и преданность своему делу. Она связана не столько с желанием обладать деньгами, контролем и другими благами, сколько со "спортивным интересом" - достижением ради самого достижения, желанием превзойти себя, постоянно повышать свою планку и достигать внутренних стандартов.

Мотивация проявляется в неуемном оптимизме, творческом подходе, настойчивости и упорстве. В том чтобы не терять надежду, даже когда все плохо, верить в себя и в свою цель, подниматься на ноги после очередного падения и продолжать свой путь.

4. Чуткость

В контексте отношений с другими людьми эмоциональный интеллект проявляется в умении чувствовать эмоции и настроения других людей, понимать их точку зрения и проявлять активный интерес к их заботам.

5. Коммуникация

Коммуникацию можно рассматривать как кульминацию других сторон эмоционального интеллекта. В этом контексте, эмоциональный интеллект проявляется в следующих способностях и умениях:

- Находить общее, создавать доверие и строить взаимопонимание

- Зажечь и заразить идеей, видением и повести за собой

- Вовлекать, убеждать и уговаривать, чтобы воодушевить людей на определенные действия

- Точно доносить свои идеи, мысли и чувства и также точно понимать сообщения других

- Поддерживать, развивать и обучать, давая наставления, советы и обратную связь

- Разрешать конфликты, устранять напряжение и разногласия, примирять

- Создавать прочные связи и развивать сеть поддержки

- Сотрудничать, создавать команды и руководить ими.

 8. Осознавание собственных чувств

 Во многих практиках Востока и в современной психотерапии существует выражение «здесь и сейчас». То есть присутствовать всем своим существом – органами чувств, телом, мыслями – в настоящем моменте.

Основной прием осознавания – естественный процесс простого наблюдения с вербализацией того, что ощущают, воспринимают органы чувств.

Часто мы не замечаем, где находятся наши мысли и переживания. Мы может обнаружить, что большую часть времени переживаем о прошедших событиях или беспокоимся о тех, которые еще не произошли. Но именно из внимания к настоящему складывается жизнь человека.

 Часто мы не присутствуем в настоящем постольку, поскольку в голове бродят мысли о незавершенных чувствах и ситуациях, мы снова пытаемся решить задним числом то, что уже случилось и изменить нельзя. Или пытаемся найти самое идеальное решение той задачи, которая предстоит.

Так или иначе, важно понимать, что прошлое нельзя изменить, из него только можно сделать выводы. Полезно помнить, что мы не могли поступить иначе, чем поступили, поскольку в тот момент времени мы были тем, кем были, а не кем-то другим. Если вы поступили как-то в какой-то момент времени, это значит, что вы не могли поступить иначе; в тот момент вы были тем человеком, который мог поступить только так.

Сколько бы мы не думали о будущем, мы не можем предсказать наилучшего способа - действовать, наилучшего выбора, наилучшего решения. Поскольку будущее неизвестно никому. Можно только действовать и на основе этого действия делать выводы: что делать дальше. Вся жизнь состоит из решений, встреч с результатами решений и новой ориентации: что делать дальше. Каждое решение имеет свои плюс и минусы, и конечно, несколько вариантов развития событий.

 9. Открытое выражение чувств

 К сожалению, в нашей культуре пока нет особых традиций ценить и уважать чувства и желания отдельного человека. Скорее наоборот, чувствами пренебрегают, и выражение чувств игнорируется.

Многие люди не имеют элементарных навыков распознавания чувств в самих себе и в других людях. Используемые  формы словесного выражения чувств ограничиваются десятком слов. Другие цепляются за самые агрессивные и неэффективные способы межличностного общения – «барьеры общения».

Между тем, открытое, искреннее и спонтанное выражение чувств считается одним из существенных моментов уверенности в себе.

Уметь выражать позитивные чувства особенно в отношении близких людей и детей очень важно, потому что это приносит радость. Есть еще одно следствие выражения позитивных чувств – оно служит подкреплением поведению, которое их вызвало, и это поведение впредь встречается чаще.

Некоторые считают, что выражение своих чувств - это признак неуверенности в себе. Но это проявление социальных страхов, например, страха показаться неполноценным или страха пред тем, что в ответ посмеются. Следующая схема отражает позитивное отношение к собственным чувствам.

 

Позитивное отношение к собственным чувствам

·       Я имею право на любые чувства – как позитивные, так и негативные. Я принимаю чувства такими, какие они есть, не гоню их от себя.

·       Никто лучше меня не знает моих чувств.

·       Чувства, возникшие по отношению к другим, лучше выразить в диалоге с их непосредственным участием.

·       Мой авторитет не страдает, если я говорю о своих чувствах.

·       Выражение позитивных чувств ни к чему не обязывает.

·       Не следует смешивать позитивные и негативные чувства. Их разумнее разделить во времени. Похвала со злобным выражением лица только дезориентирует партнера.

·       Принимайте и цените похвалу партнера! негативные чувства.

 9.1. Вербализация негативных чувств.

 Окружающие нас люди доставляют нам не только радости. Многое в их поведении раздражает, выводит из себя, злит или беспокоит. Мы имеем право на негативные чувства, и никто не может это право оспаривать. Отличие от прежнего навыка состоит лишь в том, что в случае негативных чувств мы не можем ограничиться выражением чувств и описанием поведения, которое их вызвало. Ведь если партнер уже совершил это поведение и хорошо к нам относиться, этим мы поставим его в очень неудобное положение. Он, может, и хотел бы исправиться, но не знает как.

Выражение негативных чувств следует всегда сопровождать открытым выражением очень конкретных желаний.

Вербализация собственных чувств – это, собственно, Я-послания. Когнитивный, рациональный анализ чувства, эмоционального состояния, несомненно, снижает его интенсивность.

 

Самонаблюдение снижает интенсивность чувства.

 

В прямых констатациях важно использовать термины, которые указывают на определенный уровень уважения и самоуважения, бережно-почтительного отношения к самому себе:

 

Менее уважительные формулировки для выражения своих чувств

Более уважительные формулировки для выражения своих чувств

Я не понимаю

Я удивлен

Я в депрессии

Я огорчен

Мне неприятно

Мне неуютно

Мне противно

Я возмущен

Я нервничаю

Меня беспокоит

Мне обидно

Меня задевает

Меня бесит

У меня вызывает протест

Я злюсь

Я сердит

Я боюсь

Я опасаюсь

(Е.В. Сидоренко «Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии»). 

10. Управление собственными чувствами

Эмоция возникает как реакция на внешнее событие. Каждая из эмоций работает на нас и для нас и то, что она делает, обычно идет нам на пользу. Исключение из правил составляют случаи, когда эмоция является более интенсивной, чем того требует ситуация, и тогда она оказывает дезорганизующее разрушительное действие.

Вторым исключением является стереотип поведения, который выработался с детства и не меняется в течение жизни, хотя человек может понимать, что он давно не приносит результата.

Третье исключение составляют случаи, когда происходит конфликт между собственными убеждениями и нравственными нормами человека и его чувствами (Я не должен так себя вести), а также конфликт между чувствами и самовосприятием ( Я не должен этого чувствовать).

Существуют три способа (не считая лекарственных и наркотических) регуляции эмоций:

1. Регуляция посредством другой эмоции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую вы переживаете в данный момент, с тем, чтобы подавить последнюю или снизить ее интенсивность.

2. Когнитивная регуляция предполагает использование процессов внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею.

3. Моторная регуляция предполагает вовлечение произвольно управляемых мышц в физическую активность, снижающую интенсивность эмоционального переживания.

Эффективная эмоциональная регуляция, как правило, является результатом совместной работы чувства, мысли и действия. Так, например, в печали нам бывает трудно вызвать у себя приятные переживания. Однако если вам удастся переключить свое внимание на события или деятельность, которые обычно вызывают у вас интерес или радость, то вероятность того, что вы преодолеете печаль, резко возрастет. Если при этом вы еще и активно займетесь деятельностью, которая вам интересна, которая требует от вас физической и умственной самоотдачи, то вы наверняка испытаете радость и победите печаль. (Э.Изард Психология эмоций)

Для активизации другой эмоции большую роль играет использование изменения телесных проявлений. Джеймс в работе (James W.' What is an emotion?)описывает связь между эмоциями и телесными проявлениями, что показывает, как, меняя состояние тела, мы можем управлять своими чувствами и эмоциями: «Если мы представим себе некоторую сильную эмоцию и затем постараемся удалить из сознания переживания всех тех телесных симптомов, которые ей свойственны, окажется, что ничего не осталось, нет никакого «психического материала», из которого эта эмоция могла бы образоваться, и что сохраняется лишь холодное и безразличное состояние интеллектуального восприятия. Можно ли вообразить состояние ярости и вместе с тем не представить себе волнения, возникающего в груди, прилива крови к лицу, раздувания ноздрей, сжимания зубов и желания энергичных действий, а вместо всего этого — расслабленные мышцы, ровное дыхание, спокойное лицо? С исчезновением так называемых проявлений ярости полностью исчезает и сама ярость; единственное, что может занять ее место — это некоторое хладнокровное и бесстрастное суждение, относящееся исключительно к области интеллекта и полагающее, что известное лицо или лица за свои грехи заслуживают наказания. То же можно сказать и о печали: чем бы она была без слез, рыданий, боли в сердце и стеснения в груди? Бесчувственным заключением о том, что некие обстоятельства достойны сожаления — ничего больше. То же самое обнаруживает и любая другая страсть. Полностью лишенная телесного выражения эмоция — ничто».

Способы регуляции своего эмоционального состояния можно систематизировать и объединить в набор простых приемов. (Д.Аксенов «Настроение по заказу»)

1.               Извлечение из памяти. Вспомните какой-то эпизод из своего прошлого и получите доступ к этому переживанию. Когда это было? Где? Какие люди при этом присутствовали. Что было самым важным?

2.               Изменение положения тела. Наше тело, его положение и тонус связаны с определенными мыслями, чувствами, эмоциями. Изменяя одно, мы изменяем другое. Например. Уверенность расправляет плечи – расправленные плечи добавляют уверенности.

3.               Смещение внимания. То, на чем сфокусировано ваше внимание, может сильно влиять на качество и количество ваших эмоций. Внимание как луч прожектора способно высветить и цветочную клумбу, и разбросанный мусор. Вместо фокусировки на возможном неприятном исходе конструируйте положительный исход событий и ваши эмоции изменятся.

4.               Изменения степени участия. Займите позицию наблюдателя. Решив, что вы смотрите на ситуацию со стороны, вы выключаетесь из эмоциональной розетки. Когда вы ставите на свое место кого-то другого, а сами (пусть, даже в качестве игры) выходите из ситуации, вы получаете возможность трезво взглянуть на себя и на ситуацию, переоценить ее и перестроиться самому.

Переоценка важности. Найти другой стимул или интерес, который подтолкнет к решительным действиям.

При исследовании эмоции было определено, что они имеют свои параметры:

·       Время, так как некоторые эмоции существуют только в настоящем, например раздражение; некоторые только в будущем - надежда; а некоторые и в прошлом, и в настоящем, и в будущем – любопытство.

·       Темп – эмоция может быть медленной, например, скука; может быть быстрой - гнев и может быть средней - терпение.

·       Участие – активное, например, интерес, пассивное – грусть.

·       Модальность – энтузиазм, - «Я могу!», уныние – «Я не могу!» и другие параметры.

·       Размер задачи – может быть большим, средним и маленьким. Например, страх – размер задачи большой, осторожность – маленький.

Исследование взаимосвязи, сходства и различие между эмоциями может облегчить пути перехода между ними. Самыми значимыми и работающими являются всего 2-3 параметра. Рассматриваемые эмоции перехода могут в одном случае больше зависеть от временных рамок, в другом – от размеров задачи, в третьем от модальности. Или главным фактором является желательность цели. Изменив этот параметр легче добиться желаемого результата.

 

Страх

Осторожность

Темп

Быстрый

Средний

Модальность

Я должен Я не могу

Мне надо Я могу

Время

Настоящее и будущее

Настоящее и будущее

Участие

Пассивное

Пассивное

Размер задачи

Большой

И большой, и маленький

  

 

Обида

Злость

Темп

медленный

быстрый

Время

прошлое и настоящее

настоящее и будущее

Участие

пассивное

активное

Модальность

Я не могу (Ситуация мне не нравиться, и я не в силах на нее повлиять)

Я могу (это изменить)

(Я хочу, чтоб такого больше не было; я это сделаю!)

 

 

 

Перегруженность

Активность

Время

Настоящее

Будущее

Темп

Быстрый

Быстрый

Модальность

Я должен  Я не могу

Мне нужно Я хочу Я могу

Размер задачи

Большой

И большой и маленький

Участие

Активное

Активное

  

 

Депрессия

Энтузиазм

Время

настоящее

Будущее

Темп

Медленный

Быстрый

Модальность

Все плохо Я не могу

Чего я хочу? Я могу это сделать!

 11. Вербализация чувств партнера

 Чувства редко выражаются открыто. Иногда они вообще не выражаются или маскируются барьерами общения. Поэтому вполне допустим и даже желателен разговор о чувствах партнера. Рассмотрим сначала отражение позитивных чувств партнера, это дает почувствовать партнеру, что мы его понимаем и готовы разделить его чувства, например, порадоваться его успеху.

Открытое отражение позитивных чувств.

Задача открытого отражения позитивных чувств возникает тогда, когда партнер начинает говорить о приятных для него чувствах или когда мы эти чувства видим, но он сам нам о них не говорит. Задача возникает двоякая: с одной стороны, дать понять, что чувства партнера (а значит, и он сам) нам интересны, с другой – помочь выразить чувства.

Гораздо сложнее задача вербализации чувств партнера. Те не менее, отражая негативные чувства партнера, мы не оставляем человека в беде, помогаем ему разобраться в его чувствах и ситуации. Часто не сумев справится с накопившимся напряжением, партнер использует неэффективные способы общения – барьеры общения. В результате люди перестают слушать и понимать друг друга, совершенно перестают интересоваться смыслом разговора и реагируют только на то, что лежит на поверхности. Это и негативные оценки, и непрошенные советы, и ирония, и вопросы, на которые невозможно ответить. А ведь на самом деле за этим стоит боль, разочарование, одиночество и т.д. И если мы сможем выразить, что чувствует партнер, что он имеет в виду, мы сможем нейтрализовать конфликт и помочь человеку.

(В. Ромек. Тренинг уверенности в межличностных выражениях)

Однако формулировки «вы возмущены» или «вы взволнованы» могут спровоцировать у партнера усиление негативной реакции. Более эффективно выражение:

- Я согласен, что это может вызвать некоторый протест.

- Согласен, что такой поворот дела вызывает неприятные чувства.

- Да, это, конечно, огорчительно.

Чтобы более наглядно увидеть, какие формулировки предпочтительнее рассмотрим таблицу:

 

Менее уважительные формулировки для отражения чувств партнера

Более уважительные формулировки для отражения чувств партнера

Вы не понимаете

Вы удивлены

Вы в депрессии

Вы огорчены

Вам неприятно

Вам неуютно

Вам противно

Вы возмущены

Вы нервничаете

Вас беспокоит

Вам обидно

Вас задевает

Вас бесит

У вас вызывает протест

Вы злитесь

Вы сердитесь

Вы боитесь

Вы опасаетесь

(Е.В. Сидоренко «Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии»). 

Значение проблемы эмоций велико. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность человека — внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепиться в ней. («Психология эмоций». Под ред. В.К.Вилюнас Ю.Б.Гиппенрейтер)

 

Киселева Е.

Наверх 

 

 
 
© "Астра", журнал по психологии, 2009. Все права защищены.
Последнее изменение: 06.01.2010.
Hosted by uCoz